Чемпионат высокого полета
С 23 по 30 июня 2012 года на аэродроме ФИНАМ (Большое Грызлово, Серпуховский район Подмосковья) проходит знаменательное событие в авиационном спорте – третий чемпионат мира по высшему пилотажу на самолетах Як-52.
Разработанный в конструкторском бюро А.С. Яковлева, учебно-тренировочный самолет Як-52 еще в СССР был принят для первоначального летного обучения тысяч молодых людей в системе ДОСААФ, и до сих пор занимает особое место в российской и мировой спортивной авиации.
Первый чемпионат мира на этих самолетах прошел в 2008 году в Новосибирске, где титул абсолютного победителя в борьбе с лучшими пилотажниками семи стран завоевал Антон Беркутов. Его победную эстафету на втором мировом первенстве в Литве подхватил Александр Мякишев.
И в командном зачете сборная России, честь которой отстаивали спортсмены оборонного общества, одержала победы на обоих чемпионатах.
В третьем чемпионате мира в небе Подмосковья борьбу за награды ведут спортсмены-летчики Бельгии, Франции, ЮАР, Белоруссии, Литвы, Украины, Казахстана и России. Под флагом России выступают пилотажники ДОСААФ, добившиеся этого права на закончившемся на днях чемпионате страны в Ульяновске, – заслуженный мастер спорта Александр Мякишев и мастер спорта Николай Голубцов из Тюменской области, новосибирцы абсолютный чемпион России-2012 мастер спорта Сергей Дадыкин и кандидат в мастера спорта Екатерина Антонова, пермские мастера спорта Владимир Котельников и Михаил Безденежных, кандидаты в мастера спорта Максим Савельев из Подмосковья и москвич Роман Овчинников, перворазрядник Ясави Хазипов из Ярославской области.
Претенденты на награды демонстрируют своё мастерство в выполнении четырех комплексов – обязательном, произвольном и двух неизвестных. Пилот, получивший наибольшее количество очков по сумме всех программ, становится абсолютным чемпионом мира в классе Як-52.
"Основная идея этих соревнований в том, что они проходят на одном типе самолетов, легендарной машине Як-52, и летный парк для соревнований предоставляет принимающая сторона, а значит, командам не приходится привозить свои воздушные суда", - говорит вице-президент Федерации самолетного спорта Виктор Смолин.
В ходе пресс-конференции, состоявшейся в день открытия чемпионата, российские участники подняли главную проблему, которая препятствует массовому развитию самолетного спорта, – отсутствие техники, что пришла бы на смену прославленному Як-52. Эту машину по праву называют «летающей партой» для начинающих свой путь в небо. За все время было выпущено 1800 единиц.
Сегодня ситуация, сложившаяся вокруг учебных самолетов в России, выглядит неутешительно. Як-52 снят с производства. Еще одну разработку КБ им. Яковлева - самолет Як-152, продолжающий традиции предыдущих моделей, в серию так и не поставили.
Как подчеркнул заместитель председателя ДОСААФ России по авиации и спортивной работе Виктор Чернов, сейчас оборонная организация вынуждена закупать тренировочные воздушные суда за рубежом. В то время, когда именно Як-52 и Як-152 являются наиболее удобным самолетом, как для подготовки спортсменов, так и для первоначального обучения пилотов. «Спортсмены, авиационные специалисты однозначно говорят, что наши самолеты с точки зрения технических характеристик остаются лучшими в мире», – сказал Виктор Чернов.
"Если за ближайшие два-три года мы не переломим эту тенденцию, мы можем проститься с российскими тренировочными самолетами навсегда", – считает он.
Развивать авиационный спорт в России сегодня – это насущная необходимость. "Если раньше, в советское время, оборонная организация выпускала порядка 5 тысяч пилотов в год, многие из которых приходили затем в спорт высоких достижений, то сегодня лишь 200-250 человек получают путевку в небо в организациях ДОСААФ России. И эту ситуацию необходимо изменить", – отметил Виктор Чернов.
По словам В.Чернова, в настоящее время разрабатывается проект федеральной целевой программы развития ДОСААФ России. В раздел о дальнейшем развитии авиационного спорта в России включен пункт о том, что ДОСААФ необходимо не менее 150 новых самолетов, и отмечено, что наиболее подходящей машиной для тренировочных целей является самолет Як-152.
Пока же за последний год спортивный авиапарк ДОСААФ увеличился на один Су-26, два Су-30М и один германский самолет Extra. В текущем году ДОСААФ вновь планирует закупать германские самолеты.
Как сообщил на пресс-конференции старший вице-президент корпорации "Иркут" Василий Прутковский, на мощностях корпорации планируется возродить сборку Як-152. "Конечно, линия будет создаваться не на головных предприятиях, рассматриваются небольшие заводы. Сейчас корпорация выбирает из пяти площадок", – сказал он.
Объем инвестиций, необходимый для запуска сборки самолета, составляет 90-100 миллионов рублей, производство не требует сверхсовременного оборудования. Объем рынка В. Прутковский оценивает примерно в 1800 единиц.
Члены авиационного сообщества, заинтересованные в возобновлении производства самолета Як-152, рассчитывают на то, что, благодаря усилиям ДОСААФ России, удастся добиться помощи государства, без которой запустить самолет в серийную сборку не получится.
"Мы должны добиться от чиновников формирования государственного заказа на этот тип самолетов, и мы рассчитываем, что этого удастся достичь в ближайшие два года", – отметил Виктор Чернов.
После пресс-конференции состоялось торжественное открытие чемпионата мира. Старт соревнованиям дал президент международного жюри соревнований Ларс-Горан Арвидсон (Швеция). С приветствием к участникам, судьям и многочисленным зрителям обратились глава администрации Серпуховского района Александр Шестун и заместитель председателя ДОСААФ России по авиации и спортивной работе Виктор Чернов.
Затем многочисленные зрители увидели красочное воздушное шоу, в котором гвоздем программы было выступление пилотажной группы «Русь» ДОСААФ России.
Победитель чемпионата мира будет определен международным жюри 30 июня.