Формирование нового законодательства о ДОСААФ России продолжается
29 июня по инициативе и под руководством координатора патриотической платформы Единой России, председателя комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой состоялся круглый стол по теме «Законодательное обеспечение роли, статуса и задач ДОСААФ в системе патриотического воспитания». В обсуждении проблем, препятствующих оборонной организации в выполнении возложенных на нее государственных задач, приняли участие депутаты Государственной Думы Виктор Заварзин, Алексей Журавлев, Николай Гончар, Николай Макаров, Алена Аршинова, Ризван Курбанов, представители федеральных органов исполнительной власти, министерств и ведомств, общественных организаций и объединений, представительная делегация Центрального совета ДОСААФ России.
«Обсуждая законопроект, мы должны подумать и обсудить, какие меры должно предложить государство, правительство, парламент, чтобы ДОСААФ стало базовой, фундаментальной основой патриотического воспитания молодежи, – сказала Яровая. – Самое страшное и невосполнимое в воспитании ребенка, молодого человека – не наполнить его нравственным, духовным содержанием, тем, что определяет отношение к своему Отечеству, тем, что идентифицирует молодого человека как часть огромного исторического, культурного единства».
Когда мы говорим о безопасности страны, то, по словам Яровой, необходимо понимать, что человеческий потенциал, человеческий ресурс – это самое сложное устройство, которое посредством только нажатия на «кнопку» работать не будет. «Нужна кропотливая, ежедневная работа, – считает она. – И мы должны понять, кто этой работой будет заниматься и как. На что мы как страна и общество можем рассчитывать. Модернизация сама по себе не случиться, обороноспособность не повысится. Мы должны признать, что сегодня нет единой системы патриотического воспитания в России».
«В свое время мы испугались слова «идеология» и решили, что воспитание доброго, хорошего, умного, отзывчивого, патриотического человека – это плохо. Почему плохо? Все страны мира занимаются воспитанием гражданина. Никто не воспитывает предателей», – заметила координатор платформы.
С докладом, который обозначил предполагаемые основные направления в законотворческой деятельности, выступил заместитель председателя ДОСААФ России Александр Усков.
Он отметил, что система патриотического воспитания после распада СССР претерпела значительную трансформацию. В 90-е годы преобладали в основном негативные тенденции, т.е. органы и организации, входящие в систему патриотического воспитания, всё более утрачивали свои функции, переключались на другие направления деятельности.
Лишь в конце 90-х годов были сделаны первые шаги по формированию новой системы патриотического воспитания. В марте 1998 г. утверждена концепция «Военно-патриотическое воспитание молодёжи», в 2000 году принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы».
На основе решений президиума Госсовета РФ от 22 апреля 2009 г. (по допризывной подготовке) и 17 июля 2009 г. (о молодёжной политике) было принято постановление Правительства РФ от 28 ноября 2009 г. № 973 «Об общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», а также «Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года». В этих документах задача патриотического (военно-патриотического) воспитания определена для ДОСААФ России в качестве приоритетной. А это в свою очередь предполагает значительное повышение роли и статуса организации. В настоящее время ДОСААФ России выступает важнейшим звеном федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, позволяющем объединить ресурс федеральных и региональных органов государственной власти с потенциалом общественных организаций.
Как сказал Александр Усков, за последние 3 года ДОСААФ России проделана значительная работа по повышению своей роли в системе патриотического воспитания российских граждан. С этой целью разработаны и приняты концепция и программа военно-патриотического воспитания. Создаются центры военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе, наращивается взаимодействие с государственными органами и общественными объединениями в этой сфере, активнее используются информационные технологии.
–Вместе с тем, – отметил докладчик, – до сих пор нет механизма правового обеспечения этой деятельности. В очередной госпрограмме «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» ДОСААФ России по-прежнему нет в числе исполнителей. Мы испытываем проблемы в организации взаимодействия и координации работы патриотических и военно-патриотических объединений и клубов, поисковых отрядов при проведении мероприятий в субъектах РФ.
Располагая необходимыми возможностями для решения задач в сфере патриотического воспитания, мы постоянно сталкиваемся с различными препятствиями и ограничениями вследствие отсутствия правовой базы, определяющей место ДОСААФ России в системе патриотического воспитания.
Александр Усков внес на обсуждение «круглого стола» предложения, законодательное регулирование которых позволит преодолеть сложившиеся препятствия.
1. В проекте Федерального закона «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» учесть следующие положения:
а) придать ДОСААФ России статус одного из ведущих субъектов патриотического воспитания и главного субъекта военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
б) определить нормативные и правовые основы организации и деятельности военно-патриотических объединений (клубов), их статуса, задач, порядка взаимодействия с ДОСААФ России и органами исполнительной власти субъектов РФ, адресной поддержки, механизма финансирования и др. на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
в) создать нормативную правовую базу, регламентирующую деятельность поисковых отрядов. Рассмотреть возможность создания единого федерального центра координации поискового движения на базе ДОСААФ России (с передачей соответствующих полномочий от Минобороны России);
г) разработать правовые основы финансирования общественных организаций, активно участвующих в реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
2. Включить в проект «Закона об образовании» положение о введении в государственных, муниципальных и негосударственных учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования обязательного предмета «Основы военной службы».
В рамках данной работы основной упор делать на развитие центров военно-патриотического воспитания и подготовки к военной службе ДОСААФ России. Проработать общеобразовательные программы по курсу: «Обеспечение безопасности жизнедеятельности», объединив их с практическими занятиями и сборами на базе организаций ДОСААФ России.
3. В проекте закона «О ДОСААФ России»:
а) определить роль, место и статус ДОСААФ России, как важнейшего элемента системы патриотического воспитания, основы и особенности механизма взаимодействия с государственными органами и организациями, общественными объединениями, а также порядок финансирования этого направления деятельности;
б) проработать правовой механизм передачи на хранение военно-патриотическим объединениям (клубам) ДОСААФ России техники, вооружения, военного и иного имущества для проведения мероприятий по военно-патриотической работе и подготовке молодёжи к военной службе;
в) определить механизмы взаимодействия Министерства обороны с ДОСААФ России, общественными объединениями патриотической направленности по выполнению важнейших задач военно-патриотического воспитания и подготовки молодёжи к защите Отечества и военной службе, предоставления им учебно-материальной базы, вооружения и военной техники, военного, специального и иного имущества для проведения мероприятий и др.
4. Одной из основных норм федерального законодательства, регламентирующей вопросы военно-патриотического воспитания, является Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Ст. 14 данного закона относит военно-патриотическое воспитание к предмету совместного ведения Правительства Российской Федерации, Минобороны России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов муниципального образования Российской Федерации.
ДОСААФ России в этом перечне нет. Это упущение необходимо восполнить.
При этом п. 3 данной статьи прямо указывает, что «...финансирование деятельности по военно-патриотическому воспитанию граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета. Дополнительное финансирование этой деятельности может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных средств, с согласия собственников этих средств».
Таким образом, в федеральном законодательстве отсутствует норма, обязывающая органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации финансировать деятельность по военно-патриотическому воспитанию граждан. Отсутствуют четкие параметры объемов финансирования мероприятий по военно-патриотическому воспитанию, а также критерии оценки глав субъектов Российской Федерации и руководителей органов местного самоуправления, их деятельности в этом направлении. Тем самым создана ситуация, когда выполнение ДОСААФ России задач по военно-патриотическому воспитанию в значительной степени зависит от отношения органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации к данной проблеме.
Принятое 24 июля 2000 г. постановление Правительства Российской Федерации № 551, утвердившее «Положение о военно-патриотических молодежных и детских объединениях», тоже нуждается, на наш взгляд, в существенной корректировке в связи с выходом постановления Правительства РФ о ДОСААФ России, а также Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.
Назрела настоятельная потребность внесения изменений в федеральное законодательство, в части расширения льгот и преференций для молодежи, занимающейся в военно-патриотических объединениях, а также четкого разграничения сфер ответственности между федеральными и региональными органами исполнительной власти, определения механизма их взаимодействия с ДОСААСР России в процессе реализации совместных проектов по патриотическому воспитанию граждан РФ.
Необходимо более конкретно отразить вопросы оказания помощи федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов в Федеральном законе от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», в части, касающейся финансирования молодежных и детских объединений, занимающихся вопросами патриотического воспитания.
5. На наш взгляд, необходимо также внести изменения в Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ. А именно, поправку в ст. 19 о том, что «членами и участниками общественно-государственных организаций могут быть граждане, достигшие 14 лет» (в настоящее время - 18 лет). Это позволит привлечь к работе более широкий круг молодежи, включая школьников.
Необходимо обратить внимание на еще одну серьезную проблему, не имеющую прямого отношения к вопросам патриотического воспитания, но оказывающую влияние на все стороны деятельности оборонной организации.
ДОСААФ России и его отделения, зарегистрированные в качестве юридических лиц, осуществляют государственные задачи в области содействия укреплению обороноспособности страны, национальной безопасности и решения социальных проблем. Однако ни по одному из имущественных видов налогов ДОСААФ России и его структурные подразделения не имеют льгот и освобождений.
Наиболее остро в настоящее время стоит вопрос с уплатой земельного налога и арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности, а также с выкупом земельных участков находящихся в бессрочном пользовании.
Организация вынуждена отвлекать из средств, необходимых для решения уставных и государственных задач, многомиллионные суммы.
Только в 2011 году организациями и учреждениями ДОСААФ России уплачен земельный налог в размере более 300 миллионов рублей. В 2012 году сумма земельного налога и стоимость выкупа земельных участков, находящихся в бессрочном пользовании, составит более 750 миллионов рублей.
По итогам 2011 года организациям и учреждениями ДОСААФ России начислено налогов на общую сумму более 2 млрд. 90 млн. рублей, а 1,9 млрд. рублей получено по субсидиям из бюджета РФ. При таком положении дел через 2-3 года большинство организаций ДОСААФ России будет находиться в стадии банкротства.
Большинство выступавших поддержало необходимость разработки новых законодательных актов, которые оптимизируют деятельность оборонной организации, позволят на ее основе создать в государстве цельную систему военно-патриотического воспитания граждан, подготовки молодежи к службе в армии, поддержания в готовности к защите Отечества мобилизационного резерва и внесло по этим проблемам конкретные предложения.
Первый заместитель председателя комитета ГД по обороне Виктор Заварзин:
«Давайте искренне и честно скажем, чем раньше был ДОСААФ для страны, для ее обороноспособности. Мы это помним и знаем. Затем для организации, как и для государства настали непростые времена. Вот уже три года команда во главе с председателем ДОСААФ Росии Сергеем Маевым бьется над тем, чтобы собрать разбазаренное предшественниками имущество и собственность, вернуть обороной организации способность активно участвовать в формировании системы обороны государства. И мы, законодатели, понимает роль ДОСААФ в обеспечении государственной безопасности. Сегодня в комитете создана рабочая группа по разработке Закона «О ДОСААФ России». Статус этой организации должен быть повышен. Она должна стать основой патриотического воспитания и государственной системы подготовки граждан к военной службе, подготовки и поддержания боеготового мобилизационного резерва. Задача представителей всех ведомств, присутствующих на этом заседании, вникнуть в проблемы оборонной организации, подготовить предложения и направить их в рабочую группу. Необходимо законодателям помочь этой организации. Откладывать решение вопроса с ДОСААФ России нельзя».