Учебно-методический совет ДОСААФ России
Под руководством заместителя председателя ДОСААФ России – директора департамента профессионального образования Владимира Попова состоялось заседание Учебно-методического совета оборонной организации. В его работе приняли участие, как постоянные члены, так и представители образовательных учреждений ДОСААФ Москвы и Московской области.
Среди приглашенных были заместитель генерального директора по учебно-производственной части Учебно-спортивного центра ЮВАО Валерий Булка, старший преподаватель этого же УСЦ Виктор Падалка, преподаватель УСЦ ЮАО г. Москвы Сергей Сапогов, заместитель начальника Балашихинского УЦ Валерий Рябчук, мастер производственного обучения вождению Люберецкой школы Андрей Немцев, преподаватель Одинцовской школы Юрий Соколов, начальник Орехово-Зуевской автошколы Владимир Кавин. То есть те специалисты, которые на практике применяют в образовательном процессе современные разработки и методики, прошедшие утверждение в учебно-методическом совете организации.
С докладом «Об итогах работы учебно-методического совета ДОСААФ России в 2011 году и задачах на 2012 год» выступил его руководитель Владимир Попов.
Он отметил, что именно год назад 11 апреля 2011 г. в соответствии с приказом председателя ДОСААФ России был образован учебно-методический совет ДОСААФ России.
Главной целью его создания являлось осуществление единого учебно-методического руководства образовательной деятельностью образовательных учреждений и организаций ДОСААФ России, внедрение в образовательный процесс новых современных информационных и коммуникационных технологий, проведение экспертизы учебных изданий, используемых в учебно-воспитательном процессе.
Основное усилие совета в истекшем году было направлено на обеспечение образовательных учреждений учебно-методическими материалами для подготовки граждан по военно-учетным специальностям и массовым техническим профессиям.
Почему это направление было выбрано нами? Потому что опыт проверок наших образовательных учреждений показывал, что централизованных поставок учебных материалов в школы не осуществлялось в течение десятка лет.
Школы использовали плакаты, учебные пособия 80-х, а зачастую и 60-х годов, которые морально устарели. Да и внешне выглядели так, что, мягко говоря, внимания обучаемых не привлекали.
Другой серьезный недостоток, с которой мы столкнулись, это отсутствие в школах необходимой учебной информации. Из-за чего преподаватели использовали тот материал, который смогли самостоятельно отыскать. Поэтому во многих школах учебный материал зачастую не соответствовал требованиям учебной программы. Да и преподавателями интерпретировался по-разному. Что, несомненно, сказывалось на качестве обучения.
Работу по обеспечению школ ДОСААФ России необходимыми учебно-методическим материалами учебно-методический совет вел по двум направлениям.
Первое, разработка новых, современных учебно-методических материалов.
Второе, недопущение использование в образовательном процессе недоброкачественной продукции.
В рамках первого направления в 2011 году разработан целый ряд учебно-методических комплексов, ориентированный на различные категории участников учебного процесса.
Для преподавателей, осуществляющих подготовку по ВУС, были предложены электронные учебно-методические материалы для предмета «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств» по программе подготовки водителей транспортных средств категории «С» (ВУС-837), включающие в себя лекции по предмету с мультимедийным сопровождением и электронными тестами. Это позволило сформировать в ДОСААФ России единое методическое обеспечение, выработать единую методику преподавания предмета и, как следствие, повысить качество подготовки курсантов. Всего было изготовлено и направлено в образовательные учреждения 3 тысячи экземпляров.
Для мастеров производственного обучения вождению разработано учебно-методическое пособие «Журнал мастера производственного обучения», состоящий из блокнота с бланками контроля действий водителя и набором цветных изображений наиболее распространенных дорожных схем. Ранее такие пособия в образовательном процессе в ДОСААФ России не использовались. Методика проведения занятия мастером производственного обучения ограничивалась только рамками его личного опыта.
В настоящее время применение журнала позволило заложить методологическую базу обучения вождению транспортных средств, разработать блочную систему построения практического занятия по вождению и обновить его содержание.
В тоже время журнал дисциплинирует мастера производственного обучения, позволяет ему не только оценивать последовательность действий обучаемого на конкретном занятии, но и накапливать информацию об ошибках за весь период обучения.
Об этом пособии были получены только положительные отзывы со стороны руководящего состава образовательных учреждений в ходе недавно проходивших занятий на Центральных курсах повышения квалификации.
Для преподавателей, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств категории «В» выпущен «Сборник учебно-методических материалов для проведения занятий по программе подготовки водителей транспортных средств категории «В», с лекциями по всем темам и занятиям курса подготовки.
Сборник аккумулирует опыт проведения теоретических занятий лучшими преподавателями образовательных учреждений города Москвы и Московской области и позволяет педагогам значительно сократить время на подготовку к занятию.
Для обучающихся по программе подготовки водителей транспортных средств категории «А» и «В» образовательным учреждениям рекомендовано учебное пособие «Экзаменационные билеты с комментариями (в новой редакции) для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В».
Пособие позволяет обучаемым осуществлять постоянный самоконтроль в ходе изучения правил дорожного движения и, при необходимости, самостоятельно разобраться в своих ошибках, что в свою очередь значительно повышает качество подготовки по предмету и обеспечивает успешную сдачу экзамена в ГИБДД с первого раза.
Кроме того, был разработан и предложен учебным заведениям комплект плакатов автомобиля КАМАЗ.
На сегодняшнем заседании предстоит обсуждение комплекта материалов по устройству и техническому обслуживанию МТЛБ, который включает электронный диск для преподавателей, комплект плакатов для оборудования классов и учебное пособие для каждого обучаемого. Издание этих материалов позволит не только обновить учебную материально-техническую базу образовательных учреждений, где осуществляется подготовка механиков-водителей МТЛБ, но и дает возможность открывать такую подготовку в других образовательных учреждениях.
В прошедшем году учебно-методический совет уделял внимание и вопросам военно-патриотического воспитания.
Под общим руководством Федора Хватова специалистами Управления информации, общественных связей и молодежной политики разработаны «Организационно-методические основы военно-патриотического воспитания в ДОСААФ России», представляющие собой сборник руководящих документов, учебно-методических и информационно-аналитических материалов, раскрывающих содержание, направление, формы, методы и средства военно-патриотического воспитания и взаимосвязанных с ним направлений деятельности ДОСААФ России.
Необходимость создания такого пособия была продиктована теми обстоятельствами, что, во-первых, подготовка граждан к военной службе, в том числе их военно-патриотическое воспитание, является приоритетным направлением деятельности государственных органов власти и общественных объединений, во-вторых, подобные пособия в ДОСААФ не выходили более полутора десятков лет.
Достоинством и практическим значением пособия является то, что в нем не только выстроена по вертикали от Центрального совета до образовательного учреждения методология организации и проведения военно-патриотического воспитания, но и собраны воедино все нормативные документы, регламентирующие эту сторону деятельности ДОСААФ России, приведены образцы необходимых документов, разрабатываемых в региональных отделениях и образовательных учреждениях.
В рамках второго направления, в 2011 году учебно-методическим советом были подвергнуты критике и не допущены к использованию в образовательном процессе комплект видеоуроков по правилам дорожного движения Владимира Гриб и самоучитель по вождению «Классика вождения» Сергея Пашко.
Эти материалы были выполнены с низким качеством и содержали серьезные отступления от программы подготовки водителей. Их практическая польза для учебно-воспитательного процесса ничтожно мала, а вот урон авторитету ДОСААФ России они могли нанести очень значительный.
В ходе решения первой задачи сделано много, но были допущены и ошибки.
Например, совету не удалось наладить устойчивой, непрерывной обратной связи с образовательными учреждениями, которая должна давать информацию о достоинствах и недостатках учебных материалов, какие ошибки в них были допущены, на какой моменты следует обратить особое внимание. Конечно, кое какую информацию члены совета собирали, но она носила дискретный, несистемный характер, и, следовательно, могла быть ошибочной.
– Кроме того, совет выбрал, на мой взгляд, неправильную позицию, – подчеркнул Владимир Попов, – опору на собственные силы (используем только то, что разрабатываем сами). В течение прошедшего года не велся мониторинг новинок в области подготовки водителей, не налажены связи с их производителями, что обедняет информационно-методическое обеспечение наших школ. Что необходимо сделать, чтобы устранить эти недостатки в нашей работе?
Первое, расширить состав учебно-методического совета. Ввести в него несколько начальников образовательных учреждений, заместителей начальников школ по учебно-производственной части и преподавателей. То есть ту категорию, которая непосредственно организует и ведет учебно-воспитательный процессии и обладает самой достоверной информацией. Кандидаты на сегодняшнем заседании присутствуют.
Второе, до широкого внедрения учебно-методических материалов в учебный процесс требуется обкатывать их в школах. Для чего необходимо по каждой военно-учетной специальности и наиболее массовым техническим профессиям иметь экспериментальные площадки на базе наших передовых образовательных учреждений.
Это позволит не только обеспечивать школы качественным информационным материалом, но и вооружать их методикой его доведения до обучаемых. Это одно из направлений нашей деятельности, которому в прошедшем году должного внимания уделено не было.
Третье. Что из себя представляет структура нашего совета? Председатель, заместитель, секретариат и члены совета. Такая структура привела к тому, что члены совета в лучшем случае участвуют в разработке учебно-методических материалов, проводят их экспертизу и все, а это в корне не верно. Эта структура статична. Необходимо придать нашей работе динамизм, повысить ответственность членов совета за результаты работы.
На мой взгляд, необходимо из членов совета формировать группы по направлениям его деятельности. В структуре совета предлагаю иметь группы: совершенствования программ подготовки; мониторинга и экспертизы учебно-методического обеспечения; внедрения в образовательный процесс новых методов и технологий обучения; обобщения и внедрения в образовательный процесс передового опыта обучения.
Предлагается с периодичностью не менее 1-го раза в полгода заслушивать группы о проделанной работе и их дальнейших планах.
Предложенные мероприятия позволят обеспечить устойчивую непрерывную связь учебно-методического совета с образовательными учреждениями, повысить качество учебно-методических материалов и обеспечить апробацию новых методов и приемов обучения, обеспечить необходимую динамику учебно-методическому совету.