Александр Иванович Покрышкин - первый трижды Герой Советского Союза
Прославленное имя Александра Ивановича Покрышкина наводило страх на немецких лётчиков времен Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.
Для советских людей он олицетворяет беззаветную любовь к Родине, мужество и бесстрашие. О его подвигах, и личной жизни написано много книг.
Родился Александр Иванович в городе Николаевске, ныне Новосибирск, 19 марта 1913 года. В семье рабочих рождается второй мальчик — Саша, а всего в семье Покрышкиных было семь детей: шесть мальчиков и одна девочка. С детства Александр был смышлёным парнишкой. Мечту о небе у него породил агитсамолет «Общества друзей воздушного флота». Это был купленный на пожертвования сибиряков «Юнкерс», который приземлялся на пустыре у военного городка. Десятилетним мальчиком, будущий ас впервые увидел так близко самолет.
Закончив семилетнюю школу, Александр начинает работать на стройке, а после поступает в школу фабрично–заводского ученичества и продолжает мечтать о небе. Родители его не поддержали, и мальчик вскоре покинул отчий дом навсегда. Благодаря целеустремленности, через года, заветная путевка в авиацию была получена – он едет в Пермь. Приехав учиться, Покрышкин узнает, что зачислен на курс авиамехаников, так как авиашкола была перепрофилирована с летного учебного заведения в авиационно-техническое.
В 1932 году зачислен в Красную Армию, добровольцем. И здесь начинается его путь как лётчика. Александр пишет начальству в общей сложности 44 рапорта о том, чтобы его направили на обучение летной профессии, но ответа так и не было. Тогда он просит разрешения быть лётчиком-наблюдателем в самолете Всеволода Севастьянова «Р-1» (разведчик-1) и ему разрешают. По сути Севастьянов становится учителем у Александра Покрышкина. Свой первый самостоятельный полет Покрышкин совершил в аэроклубе Краснодара во время своего отпуска. Там за 17 дней он осваивает двухгодичную программу аэроклуба и экстерном на «отлично» сдает экзамен. Начальник клуба сказал: «Покрышкин первый, кто смог получить летное удостоверение всего за три недели».
Дальше он поступает в Качинскую военную авиационную школу летчиков. Менее, чем за один год оканчивает знаменитую Качу и получает назначение в 55-й истребительный авиаполк, располагавшийся на западной границе, под Бельцами (Молдавия). Там и застало А.И. Покрышкина начало Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.
Первый вылет произошел в первый день войны 22 июня 1941 года. Тогда Александр Иванович был в должности заместителя командира эскадрильи на Южном фронте. В начале войны его привлекают для выполнения разведовательных полетов с указанием — «не вступать в бой». Но Покрышкин постоянно в них ввязывается, считая зазорным возвращаться на аэродром с полным боекомплектом.
26 июня 1941 года Александр Иванович одержал свою первую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт Bf.109.
Через некоторое время Покрышкин понимает, что тактика боя очень устарела и начинает делать заметки на этот счёт, завел тетрадь, озаглавив ее «Тактика истребителей в бою». Эти заметки, вырезки, схемы стали началом его науки побеждать. (Тетрадь была сохранена будущей женой Покрышкина – Марией Кузьминичной и передана в Центральный музей Вооруженных Сил). В результате кропотливой творческой работы постепенно вырабатывалась его основная формула воздушного боя, которая стала известна всей нашей истребительной авиации, четыре элемента входили в эту формулу: «Высота – скорость – маневр – огонь».
Заслугой выдающегося летчика является то, что он одним из первых сумел объединить все необходимые составные элементы наступательного воздушного боя в единое целое. Позже лётчик-ас Иван Кожедуб говорил, что внимательно изучая теорию Покрышкина применил её в жизнь и усовершенствовал.
«Чтобы соображать в воздухе, надо готовиться к этому на земле» — одно из правил А.И. Покрышкина.
Он несколько раз был близок к гибели. Пулемётная пуля прошла через его сиденье с правой стороны, повредила плечевой ремень, отрикошетила от левой стороны и поцарапала подбородок, покрыв приборную доску кровью.
Вспоминая войну, Александр Иванович говорил: «Тот, кто не воевал в 1941—1942, не знает настоящей войны». Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране и единственным — в годы войны.
Всего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 — в группе. Из 65 его официальных побед только 6 были одержаны в последние два года войны. В апреле 1943 года А. И. Покрышкин сбил 10 немецких самолётов. Тогда же и получил своё первое звание Героя Советского Союза. В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить ведущего из вражеской группы. Как показал его опыт 1941—1942 годов, подбить ведущего значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром. Немецкие летчики, теряя свои самолеты при встрече с нашим асом, вскоре стали предупреждать друг друга о его появлении: «Внимание! В воздухе Покрышкин!» звучало в радиоэфире.
В мае 1943 года он сбил 12 самолетов и 2 — в июне. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943. В воздушной битве на Кубани он сбил лично 22 самолёта врага, стали асами многие его ученики, а Покрышкин приобрёл всесоюзную славу.
19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране.
Покрышкин создал собственную систему подготовки асов. Особое значение придавал он боевой дружбе и слетанности в эскадрильях. Не раз оставлял уже пойманный в прицел немецкий самолет ради спасения, попавшего в опасность своего летчика. До конца своих дней больше всего гордился он тем, что по его вине не погиб ни один из тех, кого он водил в бой.
За годы войны Покрышкин прошел славный боевой путь. Он занимал должности командира авиационной эскадрильи, командира 16-го гвардейского истребительного авиационного полка, командира 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, удостоенной наименования Берлинской. Войну закончил в звании гвардии полковника. Из непосредственных учеников Александра Ивановича 30 были удостоены звания Героя Советского Союза. Его летчики уничтожили более тысячинемецких самолетов. Авиационное соединение, которым он командовал, четыре раза отмечалось в приказах Верховного Главнокомандующего.
На Параде Победы 24 июня 1945 года А.И. Покрышкин был знаменосцем сводного полка I-го Украинского фронта. После войны Александр Иванович стал слушателем основного факультета Военной Академии им. М.В. Фрунзе и в 1948 году окончил с золотой медалью. Прошел Покрышкин и обучение в Военной Академии Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, которую в 1957 году окончил, защитил кандидатскую диссертацию на степень кандидата военных наук, стал автором многих трудов и книг. Почти четверть века после победы Покрышкин отдал войскам ПВО. С 1948 по 1969 год Александр Иванович служил в войсках противовоздушной обороны. Он прошел путь от полковника до генерал-полковника, занимал должности командира корпуса и армии ПВО, заместителя командующего войсками ПВО.
В 1971 году на VII съезде Всесоюзного Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту трижды Героя Советского Союза генерал-полковника авиации Александра Ивановича Покрышкина избрали Председателем ЦК ДОСААФ СССР.(в 1972 году ему было присвоено звание маршала авиации).
С первых дней своей работы без каких-либо оговорок Александр Иванович причислял себя к ДОСААФ.
Особенно большое внимание он уделял основным направлениям в работе: военно–патриотическому воспитанию, техническому обучению и физической закалке молодежи, развитию технических и военно-прикладных видов спорта, развертыванию широкомасштабного капитального строительства, улучшению обеспечения учебной и спортивной техникой.Огромный авторитет, который имел в стране Покрышкин, его талант выдающегося государственного деятеля, высокие человеческие качества обусловили подъем деятельности оборонного общества.Он сумел привлечь к ДОСААФ внимание телевидения и печати, наладить издательскую деятельность (журналы, книги, газеты). Улучшилось финансовое обеспечение организации за счет подготовки специалистов на договорной основе. Увеличились темпы капитального строительства, что позволило вывести ДОСААФ из ветхих домов и подвалов в новые благоустроенные здания. Повысилась заработная плата штатных сотрудников, существенно повысился престиж оборонного общества.
Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин был делегатом практически всех съездов КПСС, кандидатом в члены ЦК КПСС, членом Президиума Верховного Совета ССР, награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова II степени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени и многочисленными иностранными орденами.
Его постоянная связь с молодежью ярко выражена в поэтическом образе на молодежном фестивале в Берлине в 1973 году :
Идет по Берлину Покрышкин, Могучий как русский народ, С сотни улыбок, как вспышки, Во всех своих звездах несет…
Таким он был в жизни, таким сохранится и в памяти потомков!
Справочно: Личная жизнь героя Свою жену – Мария Кузьминичну Коржук он встретил во время войны, когда навещал в санчасти раненого друга. Как вспоминал потом Покрышкин, это была любовь с первого взгляда. Эту любовь к Марии Кузьминичне он пронес через всю свою жизнь. У семьи Покрышкиных было два ребёнка: сын и дочь. После войны Мария Кузьминична сильно заболела и по воспоминаниям сына Александра сказала: «Мужчине труднее быть одному, чем женщине. И мне на том свете покоя не будет, если ты будешь неухоженный. Только не женись на очень молодой. Ей нужен будешь не ты, а твое положение… » «Ну как же я смогу жить без тебя? — обнял отец маму. — А наши дети? Да мы сделаем все, что угодно, лишь бы ты выздоровела… Даже если бы какой-то волшебник вернул мне молодость и выстроил передо мной сотню самых распрекрасных красавиц, а в самом конце поставил тебя в гимнастерке и кирзовых сапогах, какой ты была, когда мы познакомились, я выбрал бы тебя… «. Мария Покрышкина до конца дней своих считала, что ее исцелила любовь.
В своей жизни Александр Иванович с честью выдержал испытание «медными трубами» и сполна хлебнул горечи их обратной стороны – зависти чиновников к славе народного героя.
Интересные факты из жизни Покрышкина
• В тайне от начальства во время отпуска за 17 дней осваивает двухгодичную программу аэроклуба и экстерном на «отлично» сдает экзамен
• Первый воздушный бой Полкрышкина закончился бедой: по недоразумению он подбил советский самолёт 211-го бомбардировочного полка — лёгкий бомбардировщик Су-2, приняв его за вражеский. Хаос того первого дня во многом спас будущего аса, и он отделался лишь очень серьезным нагоняем от начальства.
• С 1942 года Покрышкин находился в очень сложных отношениях с новым командиром полка Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным устаревшей тактики советской истребительной авиации. Серия их конфликтов привела к тому, что Покрышкин был снят с должности и исключён из партии, а из имевшей место стычки в лётной столовой с офицерами соседнего полка сфабриковали дело против Покрышкина, которое было направлено для рассмотрения в военный трибунал в Баку. Только заступничество комиссара полка и вышестоящих начальников спасли боевого лётчика. Дело было прекращено, а сам он восстановлен в партии и в должности.
• В феврале 1944 года получил повышение и предложение продолжить службу в Главном штабе ВВС РККА — управлять подготовкой новых пилотов. Но боевой лётчик отверг это предложение и остался в своём полку.
• Президент США Франклин Рузвельт восхищенно сказал о нем: «Покрышкин, несомненно, самый выдающийся летчик Второй мировой войны»
• Служивший когда-то с Покрышкиным известный летчик Константин Сухов рассказал однажды, как, будучи во время арабо-израильской войны советским военным советником по авиации в Сирии, он предлагал сирийским летчикам провести налет на позиции противника, используя определенную тактику, а они ему: нет, мы так делать не будем, Покрышкин пишет иначе! И показывали ему красиво оформленную книгу на арабском языке. Оказывается, главком сирийских ВВС на собственные деньги перевел и издал тиражом в пять тысяч экземпляров книгу Александра Ивановича «Небо войны»