Диорама «Дорога жизни» в Доме ретротехники Калининграда
рассказывает о главном автомобильном и человеческом подвиге Великой Отечественной войны.
Официальное открытие диорамы «Машины Победы - Дорога жизни» состоялось в преддверии Дня защитника Отечества. И первыми зрителями, которые увидели в этот день диораму, стали кадеты калининградской школы № 38.
На церемонию пришли работники регионального отделения ДОСААФ во главе с председателем, депутатом областного Законодательного собрания Олегом Урбанюком; юнармейцы калининградской школы № 19 и учитель ОБЖ, руководитель военно-патриотического клуба «Авиатор» Александр Хмель; начальник ресурсного центра по поддержке некоммерческих организаций региона Наталья Золотова и заместитель директора областного центра социальной рекламы и информационных технологий Денис Бельский; участники АвтоРетроКлуба Андрей Шабарчин, Оксана Клепалова, Николай Касатонов, Михаил Гвозденко, Александр Александровский.
Проект был осуществлен при поддержке правительства Калининградской области. Автором диорамы является талантливый художник-моделист Константин Сальников, который также присутствовал на церемонии открытия.
Председатель АвтоРетроКлуба Артур Орёл рассказал о том, что идея диорамы, посвященной драматическим и героическим событиям обороны Ленинграда, увековечению подвига защитникам города на Неве, принадлежит писателю и журналисту, члену клуба, одному из основателей ретродвижения Калининградской области Юрию Грозмани. Его отец Николай Владимирович Грозмани непосредственно работал на автомобильной ледовой дороге № 102.
- Работа предстояла скрупулёзная, и художнику Константину Сальникову удалось создать диораму, которая вызывает эмоции. Мы постарались отобразить главные моменты из истории Дороги жизни. Зрители увидят те модели автомобилей, которые действительно курсировали в то время по трассе; увидят гражданских и военных, обеспечивающих работу Дороги жизни… Диораму дополняют документальные снимки, архивные фотографии людей, чья судьба связана с Дорогой жизни. Мне хотелось бы поблагодарить всех, кто принимал участие в создании диорамы, ее монтаже и установке, - Константина Сальникова, Юрия Грозмани, Инару Орёл, Наталью Плешакову, Нину Прокофьеву, Александра Хохлова. Каждый из них внес весомый вклад в реализацию проекта, за что им большое спасибо! Главное, чего добился коллектив, - это правдивое отображение деятельности Дороги жизни. Я надеюсь, что сюда будут приходить молодые ребята, школьники, чтобы больше узнать об этой странице истории нашей страны в годы Великой Отечественной войны, - отметил Артур Орёл.
По мнению Юрия Грозмани, диорама включает несколько сюжетных моментов: эвакуированные дети из Ленинграда, провалившийся автомобиль под лед, который достают с помощью лебедки, движущийся автобус с заиндевевшими стеклами, который вывозит жителей блокадного Ленинграда… Все сюжеты объединены в общую тему – Дорога жизни, благодаря которой Ленинград выстоял.
- Мы посвящаем эта работу двум событиям – прорыву блокады и окончательному снятию блокады. В экспозиции есть место и моей семье. Мой отец Николай Владимирович Грозмани организовывал движение по ледовой трассе. В апреле 1944 года мой отец был награжден орденом Красной Звезды. Он служил в звании старшего лейтенанта старшим техником в 72-м автобронетанковом ремонтном батальоне. Они восстанавливали автомобили, мотоциклы, двигатели, коробки передач. Демобилизовался он в 1946 году. За выполнение обязанностей в 72-й рембазе был награжден трофейным мотоциклом «БМВ», - рассказал Юрий Грозмани.
Приглашенные гости с большим интересом осмотрели диораму, активно обсуждали запечатленные моменты из военного времени, вглядывались в документальные архивные фотографии, слушали Артура Орла и Юрия Грозмани.
- Здесь представлены две базовые модели автомобилей – ЗиС-5, трехтонный грузовик, и на его базе мы видим здесь цистерну, санитарный фургон, а также полуторка ГАЗ-АА. Это машины-работяги. Мы еще видим интересный автобус ГАЗ-03-30. На нем эвакуируют гражданское население из блокадного Ленинграда, через заиндевевшие окна хорошо видны силуэты людей… Следом за ним едет штабной военный автобус, который сделан на базе ГАЗ-03-30. Представлен и легковой автомобиль модели «Мерседес Бенц-170». Это трофейный автомобиль, а не советская штабная «эмка». По замыслу автора можно предположить, что к 1942 году в нашей армии могли появиться трофейные автомобили, - пояснил Юрий Грозмани.
- Я очень рад, что энтузиасты АвтоРетроКлуба, где действует первичное отделение ДОСААФ, развивают Дом ретротехники. Доказательство тому – диорама, посвященная Дороге жизни. Тем самым они открывают для нашей молодежи еще одну страницу героической истории Великой Отечественной войны. Очень важно, что в диораме всё – правда! Рядом крупно дана историческая справка, схема Дороги жизни по Ладожскому озеру. Видно, что автор и его помощники с любовью подошли к выполнению проекта. Уверен, здесь молодежи будет очень интересно! Мы, в свою очередь, будем проводить «Уроки мужества» у этой диорамы с курсантами Калининградской объединенной автомобильной школы, которые обучаются по программе допризывной подготовки, получают военно-учетную специальность водителя категории «С», - отметил Олег Урбанюк.
- Меня поразило то, что в привычном понимании дороги как таковой нет. Просто маршрут из Ленинграда на Большую землю. Главное - доехать! Неважно как, лишь бы доехать… Не провалиться под лёд, не попасть под бомбёжку… Полуторки ездили с открытыми дверцами, чтобы водитель мог спастись, если машина пойдет ко дну… Если честно, то я с трудом представляю, как было сложно работать на Дороге жизни. Об этом думаешь, когда смотришь на диораму. Её должны увидеть, как можно больше ребят, чтобы они знали о Дороге жизни и спасенных благодаря ей людях, - сказал юнармеец Сергей Народский.