Кировские школьники узнали о подвиге стратонавтов
Это произошло на «Уроке мужества», посвященном 90-летию подвига стратонавтов «Осоавиахим-1».
Его для учащихся средней школы № 10 имени К.Э. Циолковского города Кирова провели заместитель председателя регионального отделения ДОСААФ Николай Чепурной и ветеран космодрома «Байконур», подполковник Алексей Носырев.
От Николая Чепурного школьники узнали, что с момента первого космического старта Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года в космосе побывало 597 землян. Свой вклад в освоение околоземного пространства внесли стратонавты, проложившие путь в стратосферу.
В СССР группой молодых советских специалистов под руководством Владимира Чижевского был создан стратостат «СССР-1», экипаж которого, в составе Эрнеста Бирнбаума, Константина Годунова и Георгия Прокофьева 18 августа 1932 года поднялся на высоту 19 000 метров. Стратонавты пробыли там два часа, благополучно приземлились, установив новый мировой рекорд.
Первый в истории человечества зимний полет стратостата состоялся 30 января 1934 года. Потомственный авиатор Алексей Носырев, выступая перед учащимися, сообщил, что имеющиеся документальные материалы открывают малоизвестные героические и трагические обстоятельства этого полёта. Подлинно известно, что инициатива зимнего полета стратостата принадлежит народному комиссару по военным и морским делам Клементу Ворошилову. Именно он 23 января 1927 года провозгласил о создании Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим). Нарком 9 января 1934 года в секретной записке руководителю СССР Иосифу Сталину доложил о готовности к полёту стратостата, построенного Осоавиахим. Клемент Ворошилов сообщил, что для успешного проведения эксперимента созданы все необходимые условия, зимний полёт закрепит завоевание стратосферы Советским Союзом. Сталин вынес вопрос о полёте стратостата на заседание Политбюро ЦК ВКП(б), которое постановило провести «при первой благоприятной погоде зимний полет стратостата в закрытом режиме».
Руководитель Осоавиахим Роберт Эйдеман инициировал проведение 15 января 1934 года заседания бюро президиума Центрального совета. Роберт Эйдеман пользовался большим авторитетом в стране, проявив себя военачальником, выдающимся организатором, ученым и писателем. Комиссией Осоавиахим 23 января 1934 года на заводе «Каучук» была произведена продувка и осмотр оболочки стратостата. Комиссия признала, что материал оболочки стратостата соответствует нормативам. На герметичность проверена и признана подготовленной к полету гондола стратостата, осмотрены все приборы. Документы показывают, что каждая деталь, материал и агрегаты стратостата многократно испытывались в лабораториях и показали запасы прочности, предусмотренные расчетами.
Подготовка экипажа в составе пилота Павла Федосеенко, конструктора Андрея Васенко и научного сотрудника Ильи Усыскина для работы в герметически закрытой кабине стратостата была организованна при военно-медицинской академии. До полёта Федосеенко и Васенко полностью освоили органы управления стратостатом, а Усыскин в совершенстве овладел приборами.
В благоприятный день для полета - 30 января 1934 года - стратостат весом 2400 килограммов отправился в стратосферу. В расчетное время экипаж достиг зоны равновесия 19500 метров и его подъем прекратился. После достижения этой высоты экипаж должен был начать медленный спуск до высоты 7000-8000 метров, но будучи уверенным в надежности конструкции аппарата командир Федосеенко принял роковое решение покорить высоту в 22 000 метров, доложивший по радиосвязи: «Настроение бодрое. Штурмуем двадцатый километр». Затем связь оборвалась…
Лишь на следующий день выяснилось, что в 470 километрах от Москвы, близ деревни Потиш-Остров в снегу была найдена смятая страшным ударом о землю гондола стратостата. Оторвавшуюся ещё в атмосфере оболочку отнесло на несколько километров. На месте крушения обнаружили погнутые карманные часы, стрелки которых остановились на 16.23.
Народный комиссар по военным и морским делам Клемент Ворошилов в докладе Иосифу Сталину высоко оценил конструктивные возможности стратостата «Осоавиахим» и мужество его экипажа, отметив при этом, что причиной его гибели явилась ошибка командира стратостата Федосеенко, неверно оценившего технические возможностями аппарата в конкретных условиях полета. По результатам расследования трагедии стратостата руководством страны были сделаны выводы, которые на долгие годы определили государственную политику в области авиации и аэронавтики.
Первый в истории воздухоплавания зимний полет в стратосферу на высоту 22 километра остался яркой страницей в истории.