В Калининграде стартовала программа обучения по эко-вождению
Три сентябрьских дня на базе Калининградской объединенной спортивно-технической школы ДОСААФ проходило обучение по экономичному и экологичного вождению (эко-вождению) водителей-инструкторов категории «D» автошкол ДОСААФ Калининграда, Смоленска, Санкт-Петербурга, Калининградской и Ленинградской областей, а также водителей-наставников калининградского автотранспортного предприятия пассажирских перевозок «Маршрутное такси».
Тренинг по эко-вождению осуществляется в западном регионе, как и в России, впервые. Он стал возможным благодаря реализации совместного проекта программы развития ООН/Глобального экологического фонда и Минтранса России «Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России».
В апреле нынешнего года руководители ДОСААФ России и этого проекта подписали соглашение о сотрудничестве по совместному обучению водителей-инструкторов автошкол и автотранспортных предприятий принципам эко-вождения. Это закономерно, ведь значительная часть водителей, управляющих транспортными средствами в стране, подготовлена в образовательных учреждениях оборонного общества страны.
За основу обучения эко-вождению взята федеральная программа по обучению водителей автобусов, грузовых и легковых автомобилей, внедренная в Австрии. Инициатива создания площадок эко-вождения в Австрии появилась в 2004 году в рамках реализации программы Klima: activ mobil федеральным министерством сельского и лесного хозяйства, окружающей среды и водного хозяйства. Успешный опыт внедрения эко-вождения в Австрии позволяет уменьшать выбросы в атмосферу до 50 тысяч тонн углекислого газа. В этой стране около одной тысячи тренеров ежегодно обучают инструкторов эко-вождению, а те, в свою очередь, - водителей. Результатом является сокращение потребления топлива до 15-20 процентов, уменьшение расходов на обслуживание и ремонт транспорта, выбросов вредных веществ и повышение безопасности движения.
В Калининград были приглашены пять австрийских специалистов. В частности, председатель общеевропейской программы по транспорту, окружающей среде и охране здоровья Роберт Тайлер, два тренера ассоциации австрийских школ вождения и австрийского клуба автомобилистов и мотоциклистов, два консультанта австрийского энергетического агентства.
В преддверии тренинга председатель регионального отделения ДОСААФ Калининградской области Владимир Кратюк поблагодарил организаторов за организацию обучения именно в Калининграде.
- Инструкторы по вождению, присутствующие в этой аудитории, представляют образовательные учреждения ДОСААФ, которые готовят водителей не только для службы в армии, но и специалистов массовых технических профессий, в том числе, водителей категории «D». Ознакомить их с принципами эко-вождения на практике, значит повысить не только эффективность использования транспорта, но и сделать безопасным движение на дорогах. А это - спасение жизней и самой жизни на земле. Даже в таком небольшом городе Калининграде, население которого составляет менее пятисот тысяч человек, наличие большого количества машин влияет и на атмосферу, и на безопасность движения. Наши инструкторы, пройдя обучение по этой программе, будут использовать ее в образовательном процессе в автошколах ДОСААФ для достижения общих позитивных результатов, - отметил Владимир Кратюк.
- Мы с нашими партнерами из Австрии встречались в начале 2014 года и обсуждали возможности обучения российских инструкторов эко-вождению. Пришло время практической реализации наших договоренностей. Надеемся, что вы впитаете все эти знания, а в будущем будете тиражировать их в своих автошколах, - обратился к слушателям менеджер проекта «Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России» Николай Харитошкин. – Как вы знаете, в новые учебные рабочие программы подготовки водителей, утвержденные недавно, включены занятия по эко-вождению.
Руководитель делегации Роберт Тайлер подчеркнул, что в Австрии все без исключения водители автобусов проходят курс подготовки по эко-вождению. Более того, среди транспортных предприятий Вены устраивают соревнования, на которых определяют, кто из водителей является самым эффективным по минимизации потребления топлива. Победитель получает премию и прибавку к зарплате. Автобусные предприятия сокращают потребление топлива примерно на 7 процентов, что составляет около двух миллионов евро в год.
Среди двенадцати человек, которым предстояло первыми в России обучиться эко-вождению, было четыре инструктора по вождению из образовательных учреждений ДОСААФ Калининградской области. Это Николай Бронников (Калининградская объединенная спортивно-техническая школа), Иван Софронов (Советская автошкола), Василий Василиади и Леонид Григорьев (Черняховская автошкола).
Обучение водителей-инструкторов автобусов эко-вождению проводили опытные австрийские тренеры и консультанты.
Как отметил менеджер проекта Николай Харитошкин, теоретические занятия состояли из базового и специального курса. В базовом курсе особое внимание было уделено разумному использованию автомобиля, содержанию его в технически исправном состоянии, стилю вождения и безопасности дорожного движения. В специальном курсе рассмотрены вопросы, связанные с эксплуатацией автобусов в различных дорожных условиях с учетом расхода топлива. Особое внимание было уделено мотивации и информации для проведения занятий по эко-вождению.
В ходе практических занятий отработаны навыки экономичного стиля вождения и методики проведения тренингов по эко-вождению. Каждый слушатель в ходе контрольного тестирования был в роли тренера и помогал коллеге добиваться более экономичного вождения.
Практические занятия продемонстрировали эффективность эко-вождения. Так, первые выезды по учебному маршруту показали средний расход топлива 9,8 -11,8 литра на 100 километров, а в заключительный день этот показатель составил 8,7 - 9,4 литра. Таким образом, удалось достичь сокращения потребления топлива в среднем на 16%.
Реализация этого мероприятия осуществлена при поддержке Минтранса России, администрации Калининграда и научно-исследовательского института автомобильного транспорта. Техническая поддержка в виде оборудования для сбора данных о расходе топлива и других параметрах работы автобусов предоставлена компаниями «ЮНИКОМ телематикс» и «Omnicomm». Транспортные средства - два микроавтобуса на 18 пассажирских мест каждый - для проведения тренингов предоставило автотранспортное предприятие «Маршрутное такси», зарекомендовавшее себя надежным перевозчиком. По результатам обучения водителей-наставников этого предприятия, достигнута договорённость о проведении в «Маршрутном такси» регулярных тренингов по эко-вождению.
После экзамена все слушатели получили сертификаты о прохождении курса экономичного и экологичного вождения.
Австрийские специалисты положительно отозвались об организации учебного процесса в стенах регионального отделения ДОСААФ, которое было обеспечено руководством Калининградской оборонной организации и Калининградской объединенной спортивно-технической школы ДОСААФ России. По просьбе австрийских коллег, вручал сертификаты начальник автошколы Сергей Богушевич, поскольку практически все слушатели представляли образовательные учреждения оборонного общества.
- С каждым годом на наших улицах появляется все больше машин и назрела необходимость решения проблемы выбросов углекислого газа от автомобильного транспорта. На семинаре нас обучали высококвалифицированные специалисты из Австрии. От них мы многое почерпнули. Они остались довольны тем, как садясь за руль, наши водители управляли микроавтобусами уже с учетом их рекомендаций по эко-вождению, - сказал слушатель программы, инструктор по вождению Калининградской объединенной спортивно-технической школы Николай Бронников. - Некоторые правила экономичного вождения я знал и применял в работе, насколько позволяли возможности техники. А о некоторых тонкостях узнал впервые от австрийских коллег. Учиться никогда не поздно, поэтому я благодарен им за науку и полезные знания.
В эти же дни в администрации города Калининграда состоялся семинар «Городская мобильность и экология» в рамках проведения Всемирного дня без автомобиля и Европейской недели мобильности, в котором принял участие председатель регионального отделения ДОСААФ Владимир Кратюк. Участники семинара заслушали доклады представителей института экономики транспорта и транспортной политики национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, института проблем транспорта и логистики, представительства компании A + S в России и СНГ и др.
В семинаре принял участие директор департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Алексей Бакирей. В рамках семинара он осмотрел объекты транспортной инфраструктуры Калининграда и посетил региональное отделение ДОСААФ Калининградской области, где познакомился с учебной базой Калининградской автошколы.
В 2015 году обучение эко-вождению планируется в рамках реализации проекта в Казани.