Комитет Государственной Думы по обороне и безопасности провел заседание в ДОСААФ России
27 апреля в Учебно-спортивном центре ЮВАО Москвы ДОСААФ России состоялось выездное заседание комитета Государственной Думы по обороне и безопасности по теме: «Законодательное обеспечение подготовки граждан к военной службе». В работе приняли участие депутаты Государственной Думы, представители Министерства обороны РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, Министерства здравоохранения и социальной политики РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Центрального совета ДОСААФ России.
Вел заседание заместитель председателя комитета депутат ГД Сергей Жигарев.
Во вступительном слове он сказал, что ДОСААФ России уже давно является надежным поставщиком высококлассных специалистов военно-технических профессий для государства. Причем специалистов двойного назначения, как для воинских формирований, так и для народного хозяйства. Сегодня в связи с сокращением сроков военной службы встал комплекс новых проблем.
Времени учить призывника с нуля, у нас нет. В войска должны призываться граждане, уже имеющие военную специальность, которым необходима непродолжительная дополнительная подготовка для изучения особенностей эксплуатации стоящей на вооружении техники и проведения боевого слаживания. Кроме того, нам нужны подготовленные резервисты, люди, умеющие владеть оружием и боевой техникой, готовые при необходимости встать на защиту нашей Родины. И эти задачи без ДОСААФ не решить. Неоценима роль оборонного общества в патриотическом воспитании молодежи, духовно-физическом ее оздоровлении.
«Провал в молодежной политике государства в предшествующие годы привел к большим проблемам, с которыми сталкиваются сегодня все силовые структуры при формировании кадрового резерва для своих подразделений», – подчеркнул Сергей Жигарев.
Как сказал председательствующий, в комитете по обороне понимают необходимость внесения изменений во многие законодательные акты с целью усиления роли ДОСААФ в системе национальной безопасности. Именно поэтому комитетом по обороне уже инициировано внесение поправки в проект Федерального закона «О государственном оборонном заказе», предусматривающей участие ДОСААФ в выполнении государственного оборонного заказа. На предыдущих слушаниях в комитете по обороне представители Министерства обороны высоко оценивали роль оборонной организации в подготовке специалистов для силовых структур. Сегодня депутатов Госдумы интересуют предложения ДОСААФ по совершенствованию законодательства.
Затем участники заседания заслушали доклад председателя ДОСААФ России Сергея Маева, который в начале отметил, что, получив статус общественно-государственного объединения, ДОСААФ стал субъектом системы, обеспечивающей оборону страны.
В настоящее время главная задача – это создание действительно новой федеральной системы подготовки молодежи к военной службе, которая могла бы дать призывникам необходимые первичные навыки владения современным оружием, обеспечила современный уровень физической подготовки и морально-психологической устойчивости, понимания того, что защита Отечества является почетным и священным долгом каждого гражданина страны. Сегодня ДОСААФ России в основном обладает всем необходимым для реализации этой задачи – учебно-материальной базой, преподавательскими и тренерскими кадрами, развитой организационно-штатной структурой.
За три года работы мы вышли на достаточно стабильный уровень подготовки молодежи к службе в армии, хотя сразу оговорюсь, проблем стало не меньше. Позвольте назвать только некоторые цифры. Объем подготовки граждан по военно-учетным специальностям составил более 170 тыс. человек. План на этот год –более 88 тыс. человек. Организация за этот период подготовила специалистов массовых технических профессий – 1,9 млн. человек. При этом доля ДОСААФ России в подготовке водителей транспортных средств категории «С» в настоящее время составляет более 50% от общего объема подготовки водителей в России. Налет авиации ДОСААФ России достиг 61 тыс. часов, совершено более 560 тыс. прыжков с парашютом. В нашей организации насчитывается более 500 спортивных кружков и секций. На их базе занимаются более 75 тыс. юношей и девушек. В 2010-2011 гг. было проведено более 12000 соревнований, в которых приняло участие около 1 млн. человек.
Завершив свое преобразование, организация приступила к полномасштабной работе по созданию общефедеральной системы подготовки граждан к военной службе.
Что же мы планируем в этом направлении сделать в ближайшие годы, и какие законодательные проблемы возникают на нашем пути:
Во-первых. Мы решили начать обучение молодежи по специальности водитель уже в школе. А в период подготовки граждан по ВУС, сократив число часов на общую подготовку, заострить внимание на их доподготовке по категориям и совершенствовании навыков. Что с одной стороны будет менее затратным, а с другой позволит начинать физическое и военно-патриотическое воспитание в более раннем возрасте.
Для этого совместно с Минобрнауки предстоит подготовить соответствующий нормативно-правовой акт, который бы регулировал взаимоотношения общеобразовательных школ и ДОСААФ в вопросах перехода на более ранние сроки подготовки молодежи к защите Отечества. Мы уже убедились, что за три месяца проблему всесторонней подготовки солдата не решить. Мы уже реализуем эту программу. В 2012 году ДОСААФ России в рамках выполнения соглашения с Минобрнауки России обучает по профессии водителя 2800 школьников. В 2013 году планируется подготовить 6000 школьников.
Для обучения всех выпускников школ профессии водителя транспортного средства, нам необходимы финансовые средства для закупки 2018 автомобилей и 560 мотоциклов.
Предстоит поднять на новый уровень вопросы военно-патриотического и физического воспитания призывников. О том, что представляет из себя современная молодежь, говорить в этой аудитории нет необходимости. Для устранения физической и морально-психологической немощи молодого поколения требуют серьезной доработки программы обучения со стороны Минобрнауки и Минспорттуризма России.
Кроме того, выполнение возложенной на ДОСААФ России государственной задачи по патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан не имеет соответствующего правового регламентирования и должного финансово-экономического обеспечения.
Мы предлагаем объединить на базе ДОСААФ России все детские, юношеские, военно-патриотические, спортивные, поисковые клубы и организации. Их деятельность можно было бы организовать с использованием создаваемых совместно с региональным руководством центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе. По нашим расчетам типовой центр способен дать начальную подготовку для службы в армии до пяти тысяч человек в год. Осталось дело за малым – законодательно определить, так сказать, «головного исполнителя» и источники финансирования, так как не везде региональные власти спешат выполнять рекомендации Генштаба по созданию таких Центров.
Мы продолжаем совершенствовать и укреплять учебно-материальную базу и повышаем ответственность образовательных учреждений ДОСААФ России за качество обучения граждан по ВУС. Однако, кроме проблем совершенствования учебно-материальной базы и процессов обучения есть и проблемы по снижению количества «отказников» от службы в армии. К примеру, в 2010 году из образовательных учреждений ДОСААФ России были отчислены более 7 тыс. призывников. При этом более 5 тыс. из них – из-за непосещения учебных занятий. Уговоры здесь не действенны. На наш взгляд необходимо вводить административную ответственность за уклонения от обучения военно-учетной специальности. Для этого в главу 21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внести дополнение в части применения административной ответственности за уклонение гражданина от подготовки по военно-учетной специальности в образовательных учреждениях ДОСААФ России.
Учитывая, что одним из приоритетных направлений государственной политики в области авиационной деятельности, определенных Президентом Российской Федерации, является развитие аэроклубов с первоначальной летной и технической подготовкой, в ДОСААФ России разработаны и согласованы с Главкоматом ВВС программы летной и инженерно-технической подготовки воспитанников школ-интернатов. Однако в настоящее время централизованное финансирование подготовки прекращено.
Полагаем целесообразным решить вопрос оснащения авиационных организаций ДОСААФ России, осуществляющих указанную подготовку, новой авиационной техникой и возобновить государственное финансирование летной и технической практики воспитанников школ-интернатов.
Кроме того, ежегодно авиационные организации ДОСААФ России способны готовить более 10 000 парашютистов для ВДВ.
Проблема для авиации ДОСААФ России заключается еще и в том, что мы существенно ограничены в возможности выполнения авиационных работ, а, следовательно, не можем даже частично покрывать свои расходы на решение уставных задач, что ведет к финансовым проблемам. Как только мы подаем заявку на участие в тендерах, так сразу же наши конкуренты заявляют о нарушении ДОСААФ России законодательства РФ в части использования авиатехники не по предназначению. Для решения указанной проблемы необходимо вносить изменения в Воздушный кодекс РФ и постановление Правительства РФ от 28 ноября 2009 г. № 973:
Вызывает беспокойство существующая система подготовки водительских кадров различного вида фирмами и школами. Что творится на этом рынке услуг, мы с вами знаем – от простой продажи справок об окончании курсов, до дистанционного обучения практическому вождению. Все это приводит к тому, что изначально извращается психология водителей – если ты за деньги без нормальной базовой подготовки купил права, то и на дороге можешь делать все что хочешь.
На наш взгляд этот вопрос необходимо решить законодательно. Обучение водителей должно носит системный характер. Школа должна иметь соответствующую учебно-материальную базу, подготовленный преподавательский состав, отвечать как за качество отбора кандидатов на обучение (здоровье, психика, моральные качества), так и за качество подготовки. И только тогда можно давать школе право выдавать водительские удостоверения, естественно, через лицензирование ее деятельности. А ГИБДД и Минобрнауки России будут только контролировать эти процессы.
Затем председатель ДОСААФ России Сергей Маев познакомил участников выездного заседания с проблемами налогообложения, препятствующими реализации обществом государственных задач, и изложил конкретные предложения, внесение которых в действующие законы позволит изменить ситуацию. В 2011 году организация уплатила различных налогов в размере более 1,7 млрд. руб. Это для нас очень большие деньги. Однако со стороны региональных чиновников, решающих вопросы по ставкам земельного налога, мы наталкиваемся на глухое непонимание наших проблем.
Поэтому в Туле на имущество и расчетный счет нашего аэроклуба наложен арест. В Чувашии установили максимальный налог на землю под аэродромом ДОСААФ России, который составляет 70 млн. руб. (при этом подход местной власти к авиации ДОСААФ России и нашим соседям – гражданской авиации прямо противоположен). В Тамбове на здание школы, парк и склады начислили налоги почти в 6 млн. руб. При всем нашем желании мы столько не зарабатываем, чтобы выплачивать такие налоги.
Для решения вопроса о снижения расходов по оплате земельного налога арендной платы ДОСААФ России предлагает внести изменения в действующее законодательство Российской Федерации.
В собственности ДОСААФ России находится 2868 объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений), из которых 2390 передано в оперативное управление структурным подразделениям.
Уплата налога на имущество, на базе которого осуществляется подготовка по ВУС и патриотическое воспитание молодежи, также требует значительных финансовых средств.
Вот и получается, что с одной стороны мы решаем государственные задачи в области обеспечения обороноспособности страны и должны иметь государственную поддержку своей деятельности, а с другой мы сталкиваемся с действительностью, когда своих средств на латание всех финансовых дыр не хватает, а помощи ждать не откуда.
На наш взгляд, решить большинство из этих проблем позволит принятие закона «О ДОСААФ России».
В ближайшее же время для того, чтобы мы смогли в финансовом отношении подняться с колен, необходимо внести изменения и дополнения в федеральные законы: «О гособоронзаказе», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Об обороне», «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», а также в Земельный, Налоговый и Воздушный кодексы Российской Федерации, постановление Правительства РФ «Об ДОСААФ России» и приказ Минобороны России 2001 г. № 202 «Об организации подготовки граждан по ВУС».
Заканчивая свое выступление, Сергей Маев выразил уверенность в том, что ДОСААФ России найдет понимание и помощь со стороны членов Комитета в законодательном решении самых насущных проблем.
С информацией по повестке дня выездного заседания комитета Госдумы по обороне и безопасности выступили: от Министерства обороны РФ начальник у правления Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба ВС РФ генерал-майор Виктор Глотов, от Министерства спорта, туризма и молодежной политики заместитель руководителя департамента общественных связей и молодежной политики Игорь Мельниченко. Затем слово было предоставлено депутатам Государственной Думы РФ Владимиру Таскаеву, Владимиру Бессонову, Игорю Зотову. Все они единодушно поддержали предложение разработать и принять Закон «О ДОСААФ России», который позволит оборонной организации сполна реализовать государственные задачи.
В завершение заседания Комитет Госдумы по обороне и безопасности принял развернутое решение.
После завершения заседания депутаты Госдумы познакомились с учебно-материальной базой УСЦ ЮВАО, поупражнялись в тире в стрельбе из малокалиберного оружия, в разборке-сборке автомата Калашникова.
Как подчеркнул Сергей Маев, провожая гостей, практическая реализация намеченных планов позволит организации выйти на новый уровень развития и обеспечения безопасности государства.