Летели модели, обгоняя друг друга на виражах…
На днях аэродром ДОСААФ «Порошино-Киров» был ареной состязаний чемпионата и первенства Кирова в классе F5D (гоночные радиоуправляемые авиамодели), посвященных 165-летию К.Э. Циолковского.
Летательные аппараты этого класса - радиоуправляемые модели электролетов. Один из участников соревнований, член ДОСААФ Андрей Бурков пояснил, что модели самолётов класса F5D могут быть самыми разнообразными. При этом их минимальный вес для взлета должен составлять не менее 1000 граммов, минимальный вес аккумулятора 200 граммов, максимальный вес аккумулятора 400 граммов. Допускается использование каждым пилотом до трёх моделей самолетов во время соревнований.
Соревнования прошли в острой и упорной борьбе. Модели самолётов летели почти с одинаковой скоростью, поочередно обгоняя друг друга на виражах. Андрей Бурков пояснил, что выполнение виража не только доставляет зрителям удовольствие, но и позволяет спортсмену проверить свои силы. Вираж - хорошая проверка способности спортсмена определять летные характеристики своей модели самолета. Выполнение виражей на тренировках необходимо для совершенствования квалификации спортсмена. Регулярное выполнение виражей поможет лучше ориентироваться в органах управления полетом. Кроме того, спортсмен учится распределять внимание, поскольку этот навык необходим при выполнении столь сложного маневра.
По результатам состязаний призовые места среди юниоров завоевали Семён Глухов (первый), Клим Вылегжанин (второй) и Всеволод Шанов (третий). В группе сильнейших спортсменов победил Андрей Бурков, «серебро» досталось Николаю Праздникову, «бронза» - Алексею Герасимову. Участники и призёры соревнований посвятили свои спортивные достижения 165-летию Константина Эдуардовича Циолковского.
Заместитель председателя регионального отделения ДОСААФ Кировской области Николай Чепурной, подводя итоги турнира, пояснил, что годы, проведённые отцом русской космонавтики в Вятке, важный этап его жизни и становления как учёного. Учёба в Вятской мужской гимназии, самообразование, конструирование и изобретательство - вот что характеризует вятский период жизни Циолковского. Позже в своих воспоминаниях он писал: «Полюбились мне коренные вятичи, люди смышлёные, смелые, предприимчивые, умельцы на все руки. Идея цельнометаллического управляемого аэростата, с которой я потом не расставался всю жизнь, пришла мне в голову в Вятке».
Кировчане чтут память учёного. В 1962 году школе № 10 Кирова присвоено имя Циолковского, а в 1988 году открыт музей Циолковского, авиации и космонавтики. Экспозиция музея отражает работы Константина Эдуардовича в области аэродинамики, воздухоплавания, авиации, ракетной техники. Экспонируются прижизненные издания его работ, действующая модель аэродинамической трубы, модели дирижаблей и макет аэроплана Циолковского. Таким образом, Циолковский, по сути, первый официально признанный авиамоделист Вятки. Значительное место в музейной экспозиции занимает материал об уроженцах вятской земли, внёсших вклад в становление и развитие аэрокосмической отрасли нашей страны, фотографии, документы и личные вещи лётчиков-космонавтов Виктора Савиных и Александра Сереброва. С момента открытия музей стал местом притяжения для любителей авиамоделизма и авиамодельного спорта.