Оргкомитет «Победа» обсудил вопросы совершенствования системы военно-патриотического воспитания в стране
Заседание прошло под руководством заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Рогозина. В нем приняли участие руководители федеральных органов власти, общественных объединений, главы ряда регионов. На заседание были приглашены участники Великой Отечественной войны, руководители ветеранских и молодёжных общественных организаций.
Открывая обсуждение, Дмитрий Рогозин подчеркнул, что по инициативе Президента России Владимира Путина оргкомитет «Победа» как полноценный участник включен в ведущуюся на государственном уровне работу по совершенствованию патриотического воспитания в стране с охватом разных поколений и социальных групп.
Серьезным направлением этой работы являются повышение роли и расширение возможностей общественных организаций ветеранов. Вместе с тем широкий спектр задач стоит перед другими институтами.
Дмитрий Рогозин озвучил ряд выводов социологического опроса, проведенного к заседанию оргкомитета. Как прозвучало, 89% респондентов назвали патриотизм важнейшим фактором развития страны. При этом более 60% опрошенных россиян считают собственную патриотичность и уровень патриотизма в своем окружении высокими или скорее высокими.
- В российском обществе наблюдается подъем патриотизма. Это дает государству большие возможности, - прокомментировал Дмитрий Рогозин.
С докладом на заседании выступил статс-секретарь – заместитель министра обороны РФ Николай Панков, подчеркнувший, что важным и знаковым стало включение в государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» раздела «Военно-патриотическое воспитание детей и молодёжи, развитие практики шефства воинских частей над образовательными организациями».
Это придало проводимой ранее работе новый импульс и, как результат, вызвало рост количества патриотических объединений, организаций, клубов и центров, оборонно-спортивных лагерей. Чтобы систематизировать их деятельность, Президентом России принято решение о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», военно-патриотическим ядром которого призвано стать организованное по инициативе Министерства обороны молодёжно-патриотическое движение «Юнармия». По словам статс-секретаря, региональные юнармейские отделения созданы в 84 субъектах Российской Федерации и уже участвуют во многих мероприятиях. Немало планов у юнармейцев и в новом учебном году. Заместитель министра обороны сообщил, что перед «Юнармией» стоит задача в рамках «Российского движения школьников» стать локомотивом молодёжного военно-патриотического движения путём объединения военно-патриотических клубов, создания сети юнармейских отрядов во всех регионах, установления тесного взаимодействия с воинскими частями и военно-учебными заведениями.
По словам Николая Панкова, в качестве первого крупного шага по консолидации в этом направлении станет вхождение в состав юнармейского движения Ассоциации военно-патриотических клубов ДОСААФ России, объединяющей 163 организации по всей стране. И это не случайно. ДОСААФ выступил учредителем движения «Юнармия» и вместе с Центральным спортивным клубом армии является инициатором многих военно-патриотических мероприятий.
На заседании также выступили полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич, губернатор Ставрополья Владимир Владимиров, председатель ДОСААФ России Александр Колмаков и другие.
В своём выступлении руководитель оборонного общества страны сказал, в частности, что для решения вопросов военно-патриотического воспитания в школах целесообразно возрождение института военруков. Необходимо инициировать приятие поправок в федеральное законодательство и нормативно-правовые документы Минобрнауки России, которые определяют квалификационные требования к педагогическому работнику, осуществляющему подготовку школьников к военной службе, и дают право привлекать преподаванию офицеров запаса. Тем, кто не имеет педагогического образования, надо предоставить возможность получать нужные навыки в центрах переподготовки, определенных Минобрнауки России.
Александр Колмаков подчеркнул, что нужно внести в федеральные государственные образовательные стандарты требования по оснащению учащихся соответствующей учебной материально-технической базой и наполнить программы обучения конкретным содержанием для каждой категории учащихся, определив, что необходимо знать школьнику соответствующего класса.
- Наличие профессиональных кадров и учебной материально-технической базы позволит системно подойти к военно-патриотической подготовке в образовательных учреждениях, - сказал председатель ДОСААФ России. - Считаю очень важным создание взаимоувязанной системы, нацеленной на конечный результат.
ДОСААФ России, отметил он, занимает в этой системе свое место, определенное поставленными перед оборонным обществом государственными задачами, а созданием Ассоциации военно-патриотических клубов ДОСААФ России достигается единое организационно-методическое руководство и качественное выполнение задач. Это возможно при целевом планировании, четком разграничении обязанностей и зон ответственности, целевом финансировании.
Опыт совместной работы с Минобороны России в рамках движения «Юнармия» и международных армейских игр-2016 в целом показывает реальную возможность такого целевого взаимодействия. В качестве примера Александр Колмаков привел площадку ДОСААФ в парке «Патриот», многофункциональный военно-патриотический центр в Ярославле, комплексы объектов в Белгороде, Орске и Мордовии.
Он подчеркнул, что такого же уровня взаимодействия необходимо добиться с Минобрнауки России при выполнении обязательной допризывной подготовки, Минспорта России при внедрении комплекса ГТО, развития массового физкультурного движения, военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, Минтранспорта России при развитии авиационных и технических видов спорта.
Руководитель оборонного общества страны особо остановился на развитии инженерного, творческого мышления детей и подростков, изобретательства, рационализаторства, освоении робототехники и IT-технологий, в рамках Союза молодых инженеров России создать аналитические переговорные центра на базе ДОСААФ России.
Все эти направления – составные и неотъемлемые части военно-патриотического воспитания, где от хорошо налаженного взаимодействия зависит положительный результат. Целесообразно, отметил Александр Колмаков, закрепить такого рода взаимодействие правительственным решением, что позволит планово закладывать финансовое обеспечение в бюджет федеральных органов исполнительной власти.
Подводя итог заседания, члены оргкомитета «Победа» подчеркивали, что необходимо учитывать имеющийся опыт, задействовать все возможные информационные, образовательные ресурсы, применять новые подходы для совершенствования системы военно-патриотического воспитания молодых граждан страны.