Ушел из жизни ветеран Великой Отечественной войны Сергей Крамаренко

Ушел из жизни ветеран Великой Отечественной войны Сергей Крамаренко

access_time11:41 | 22 мая 2020 г.

21 мая в возрасте 97 лет после продолжительной болезни ушёл из жизни советский лётчик-ас истребительной авиации, участник Великой Отечественной и Корейской войн, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Сергей Макарович Крамаренко, сообщает ИА «Ветеранские вести». 

Сергей Макарович Крамаренко родился 10 апреля 1923 года в селе Калиновка Роменского района Сумской области. Окончив 10 классов школы с золотой медалью, в 1940 году поступил в Московский институт железнодорожного транспорта, однако проучился там всего два месяца. Поняв, что ошибся с призванием: пришлось бросать институт, чтобы записаться в аэроклуб. После аэроклуба был зачислен в Борисоглебскую военно-авиационную школу пилотов.

С августа 1942 года Крамаренко участвовал в Великой Отечественной войне. За плечами Сергея Макаровича большой фронтовой путь от Сталинграда до Берлина. На его протяжении Герой Советского Союза не раз встречался со смертью лицом к лицу. Во время битвы на Курской Дуге из Москвы пришел приказ – откомандировать из дивизии в Москву, в формирующийся полк асов, лучшего лётчика.

Сначала выбор пал на командира эскадрильи. Но командир дивизии стал протестовать: "Так у меня полк без ведущих останется". Было принято решение послать молодого, но опытного лётчика. Командование выбрало Сергея Макаровича, тогда уже получившего звание младшего лейтенанта. Выдали документы и отправили в расположение 19-го Краснознамённого полка. Эта часть формировалась по личному приказу командующего ВВС Новикова для свободной охоты. Полк должен был бороться с немецкими асами за превосходство в воздухе.

Командовать новым полком доверили Льву Львовичу Шестакову. Это был один из самых известных командиров советских ВВС, сформировавший в годы войны два лучших истребительных полка. Обучал он пилотов, не как свободных охотников, а как подразделение, которое должно воевать в крупных сражениях. Лётчики должны были воевать группами по эскадрильям. Минимум, звеньями, не парой. Главным упором был бой за высоту. Когда полк или группа лётчиков встречается с немцами, то она должна сначала добиваться превосходства в высоте.

Установка была чёткая – сначала должны набирать высоту, а потом уже уничтожать немецкие самолёты. Это была тактика легендарного Александра Ивановича Покрышкина.

Во время боёв в районе города Проскуров на Украине 19 марта 1944 года будущий Герой СССР был сбит немецким истребителем и попал в плен. Самолет Ла-7, которым управлял Сергей Крамаренко, сильно тряхнуло на одном из виражей. Лётчик почувствовал острую боль в левой ноге, а через секунду пламя из моторного отсека перекинулось в кабину, обожгло лицо. Сергей Макарович каким-то чудом сумел открыть кабину и выпрыгнуть. Очнулся на земле, когда его уже обыскивали немцы. На машине его отвезли в немецкий штаб на допрос, предварительно кое-как перевязав раны на ногах.

"Сначала они меня приняли за танкиста, - я так обгорел, как обычно обгорали танкисты. И какая форма на мне была, понять было невозможно. Я сказал немцам, что я лётчик. Тут же прозвучал приговор – расстрелять! Меня отвели к той же машине, но она, на мое счастье, не хотела заводиться. В то время, как водитель пытался её починить, в штаб подъехало какое-то начальство. Ко мне подошел офицер в "серебряных" погонах, - видимо, генерал. Спросил: "Кто ты?", я опять сказал, что я – лётчик. Он немного подумал, и велел везти меня в госпиталь", - вспоминал Сергей Макарович.

Через неделю его освободили вошедшие в Проскуров советские войска. После этого Крамаренко переболел сыпным тифом и воспалением лёгких, лишь в сентябре был вновь допущен к лётной работе.

Последний воздушный бой лётчика в Великой Отечественной войне состоялся 20 апреля 1945 года в небе над Берлином.

"Против нас в этом бою было 24 Фоке-Вульфа. Мы сбили пять штук, и они развернулись и ушли. Немецкие воздушные асы, надо сказать прямо, сражались с нами только до конца 1943 года. А потом пошли уже неопытные, молодые лётчики, сразу из училищ, видимо. Они нам были не соперники", - вспоминает Крамаренко.

Плен аукнулся Сергею Макаровичу перед командировкой в Корею, когда у "органов" вдруг возник запоздалый вопрос, как всё-таки он попал в руки врагов. И не быть бы ему через год Героем СССР, если бы не тогдашний командующий ВВС Московского военного округа генерал Василий Сталин, рубанувший с плеча: "Не морочьте мне голову – за шесть дней этот лётчик немцем никак не мог стать".

А Корея – особая статья в судьбе Крамаренко. Там его лётное и боевое мастерство достигло совершенства.

С апреля 1951 года в составе 176-го гвардейского истребительного полка дивизии Ивана Кожедуба он участвовал в боевых действиях против американских самолётов. Наши МиГи базировались на аэродроме Аньдун, а пилотировавшие их лётчики официально числились китайскими добровольцами.

Первый воздушный бой между советскими и американскими самолетами произошел 1 ноября 1950 года. В небе Северной Кореи встретились четыре МиГ-15 и три американских "Мустанга". В результате боя были сбиты 2 "Мустанга", у наших ВВС потерь не было. Первые же схватки в воздухе показали, что американские реактивные самолеты F-80 "Шутинг Стар" и F-84 "Тандерджет" значительно уступают советским МиГ-15 по скорости, скороподъёмности и особенно по вооружению, в результате чего воздушные бои заканчивались их поражением и бегством. Господство американской авиации в корейском небе закончилось.

Потери американских ВВС в воздушных боях с МиГ-15 вынудили командование ВВС США срочно направить в начале 1951 года на Корейский полуостров свои новейшие истребители F-86 "Сейбр" ("Сабля").

"Мы учились воевать с "Сейбрами" по ходу дела. Задача была непростая, тем более, что нам категорически было запрещено летать над водой, а ведь дело происходило на Корейском полуострове – как не летать над водой? Но приказ – есть приказ, и иногда исполнение этого приказа сильно затрудняло, сковывало наши действия, но мы все равно победили", - вспоминал Сергей Крамаренко.

В одном из боёв Сергей Макарович "простил" австралийского лётчика. "Глостер Метеором", по словам ветерана, управлял явно молодой, неопытный пилот. И советский лётчик решил его не сбивать. Сам же Крамаренко испытал на себе совсем другое отношение, когда его самолет был сбит противником, и советскому летчику пришлось катапультироваться. «Когда я спускался на парашюте, дважды американец, делая заходы на своем истребителе, пытался меня расстрелять из крупнокалиберных пулеметов, но мне повезло – ни одной царапины», - вспоминает летчик.

За десять месяцев участия в боевых действиях в Корее летчики дивизии под командованием полковника И.Н. Кожедуба сбили 215 самолетов противника, потеряв своих 10 пилотов и 23 самолета.

Главным в этих событиях Крамаренко считает то, что наши лётчики нанесли существенный урон стратегической авиации США, чем спасли тысячи мирных корейских жителей.

Сам Крамаренко в Корее был командиром эскадрильи с декабря 1951 года. Лично сбил 12 самолетов, 2 из которых были австралийские "Метеоры". За проявленную отвагу майору Крамаренко было присвоено звание Героя Советского Союза.

После возвращения на Родину Сергей Макарович Крамаренко продолжил службу в рядах авиации. В отставку вышел в 1981 году, будучи генерал-майором.

 

Коллектив ДОСААФ России прощается с Сергеем Макаровичем Крамаренко и выражает соболезнования его родным и близким. Светлая память о нем навечно сохранится в наших сердцах! 

 

Партнеры ДОСААФ России Магаданской области

Министерство Обороны
Общероссийский народный фронт
Единая Россия
Battle Brotherhood
Небо, открытое для всех
Живая история
Оружие
Армейский вестник
Россия
Авиа панорама
Клуб героев города Жуковского
ФПС России
ПРОМАГРОФОНД
Аэроград Коломна

Нашли ошибку в тексте?

Выделите и нажмите
CTRL+ENTER